Тяжело в подготовке — легко в бою!
Любое праздничное мероприятие становится по-настоящему веселым и увлекательным только в том случае, если организаторы к нему тщательно подготовились и все продумали заранее. Это для гостей все будет выглядеть приятным сюрпризом, но на самом деле за «сюрпризами» кроется длительная подготовка, требующая огромного количества труда и фантазии, учет сотен самых разнообразных мелочей и нюансов. Сценарий детского дня рождения не является исключением из данного правила.
Существует и такая аксиома: чем больше было затрачено времени и сил, чем более творческий подход использовался при подготовке, тем большее удовольствие получат празднующие и тем дольше сохранятся приятные воспоминания у них в памяти.
Возможности в каждой семье разные, но большинство родителей все-таки стремится обеспечить своим детям счастливое детство, и особенное внимание уделяется такому празднику, как день рождения. Где еще возникнет у взрослых такая возможность проявить свою любовь и заботу, как не во время организации и проведения самого веселого и позитивного праздника — очередной годовщины появления ребенка на свет!
Этой радостью хочется поделиться также и с родственниками, друзьями, и не забыть при этом про друзей ребенка. Праздник позволяет собрать всех вместе и подарить гостям и имениннику множество приятных минут.
Сценарий сочинить — не поле перейти…
Итак, что же такое сценарий дня рождения для детей? Некоторые родители убеждены, что хлопоты, связанные с организацией праздничного стола и заготовка подарков — это и есть сценарий. В каком-то смысле, может быть, так оно и есть, однако в общепринятом варианте под сценарием принято понимать комплекс мер, обеспечивающих выполнение неких сюжетных задумок, посвященных определенной тематике. Это можно сравнить с постановкой спектакля на театральной сцене, и здесь нужно выделить ключевые роли для каждого из организаторов и участников:
- сценарист — тот, кто сочиняет собственный сюжет для праздника или адаптирует позаимствованный у кого-то под конкретные условия
- режиссер (он же в данном случае, как правило, выступает и ведущим) — занимается распределением ролей, следит за выполнением сценария, подготовкой необходимых костюмов, декораций, подбором музыки, составлением игр и конкурсов, а также за другими организационными и техническими моментами
- аниматоры либо клоуны — профессиональные (или непрофессиональные) актеры, изображающие определенных персонажей, которые разыгрывают свои роли согласно сюжетным требованиям
- зрители — гости, приглашенные на праздничное мероприятие (в некоторых эпизодах могут выполнять роль актеров)
Сам себе сценарист, сам себе режиссер
Таким образом, у каждого действующего лица в этом праздничном театре имеется своя роль и задача.
Нужно ли все это знать обыкновенным родителям, которые планируют обеспечить сценарий детского дня рождения по высшему разряду? Решение принимать следует им следует самостоятельно.
Разумеется, существует множество профессиональных агентств и фирм, которые занимаются организацией праздников. Их сотрудниками являются режиссеры по организации массовых мероприятий, сценаристы, актеры — практически все имеют высшее специализированное образование и внушительный опыт. Если обращаться к ним, то не придется особо вникать в детали — профессионалы все возьмут на себя, а родителям и детишкам останется лишь расслабиться и наслаждаться происходящим шоу.
Однако, данная статься рассчитана на тех родителей, которые по тем или иным причинам желают обеспечить проведения дня рождения собственного ребенка своими силами, и при этом чтобы все прошло по высшему разряду.
Что же нужно знать, чтобы грамотно подготовить сценарий проведения детских дней рождений? Следует обратить внимание на несколько ключевых факторов:
«От мала до велика…»
1) Возраст участников.
Данный параметр оказывает очень большое влияние на выбор сценария. Если, например, детям около одного года, то, конечно же, мероприятия должен быть максимально простым и понятным, т.к. в этом возрасте дети еще банально не умеют внятно разговаривать. Однако, это не значит, что они ничего не понимают. Наоборот, нужно постараться общаться с ними как можно больше, с использованием выразительных рисунков и предметов.
Для детей возрастом от семи лет и выше можно организовывать гораздо более сложный сценарий детского дня рождения, включающий в себя различные конкурсы на ловкость, реакцию, смекалку, знание таких базовых предметов как математика, русский язык, логика и другие.
Семь гномов, или тридцать три богатыря?
2) Количество участников.
Перед выбором сценария обязательно нужно определиться, сколько человек будет принимать участие в праздновании. В противном случае может получиться так, что кто-то останется «за бортом», либо некоторые игры провести не получится из-за недостаточного количества детей (либо взрослых).
Как правило, во всех готовых сценариях указано требуемое количество участников и на какой возраст они рассчитаны (например: 1 взрослый и 4-6 детей от 5 до 7 лет).
При планировании праздничных мероприятий нужно учитывать, что иногда могут возникать непредвиденные ситуации, когда потребуется дополнительная помощь, поэтому будет очень хорошо, если «в запасе» найдется еще один взрослый человек, посвященный в организационные детали — его помощь придется весьма кстати в случае «форс-мажора».
«Во саду ли, в огороде…»
3) Место проведения.
Наибольшей распространенностью пользуется сценарий детского дня рождения дома. Особенно в том случае, если в нем принимают участие дети младше 5 лет. Поэтому большинство популярных сценариев подразумевают именно домашнее празднование (что, однако, не мешает, при некоторой корректировке, адаптировать их к другим условиям — например, домашний двор, кафе или даже пикник на природе).
Габариты помещения ощутимо влияют на комфортные условия для проведения групповых игр или конкурсов, особенно если они подразумевают высокую двигательную активность: танцы, догонялки, хороводы, прятки и т.п.
Место проведения праздника должно быть соответствующим образом оформлено: обстановка не должна выбиваться из сценария, но при этом в помещении должно быть достаточно просторно, чтобы гости могли свободно перемещаться, и при этом не спотыкались на каждом шагу, не цеплялись за какие-нибудь гирлянды, цветочные букеты, воздушные шарики или что-то иное.
Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое!
4) Потребности в обеспечении специфическим инвентарем.
Не секрет, что для успешной организации некоторых сценариев требуется довольно значительное количество всевозможного инвентаря: декорации, предметы мебели, костюмы, какие-либо приспособления, техника, украшения, иллюминация и прочее.
Следует заметить, что с обеспечением определенным нестандартным инвентарем могут возникнуть проблемы. Иногда его очень сложно достать, иногда это может выливаться в значительные материальные затраты, иногда требует больших усилий и затраченного времени.
Выходом из сложных ситуаций с техническим обеспечением зачастую становится использование творческого мышления, изобретательности и нестандартных подходов к проблеме. Невозможно перечислить даже часть тех необычных решений, которые применяют родители при организации детских праздников.
Не стоит забывать, что дети обладают бурно развитой фантазией, поэтому необязательно усложнять себе организационные задачи необоснованными излишествами. Например, обыкновенный стул со спинкой с успехом может стать для ребенка «породистым скакуном для рыцаря», и вовсе необязательно пытаться затянуть в квартиру живую лошадь.
Многие виды костюмов можно пошить самостоятельно и дополнить атрибутами: характерный головной убор, маска, грим. В качестве грима можно использовать обыкновенную бытовую косметику — главное чтобы она не вызывала аллергической реакции, и чтобы элементы грима не попадали детям в рот или в глаза (об этом их обязательно нужно предупредить заранее).
Если возиться с самодельными костюмами не хочется — можно поискать готовые в магазинах или на рынке, либо заказать через интернет (как вариант — в специализированной фирме). Заранее примерить и подобрать все костюмы будет сложно, поэтому в большинстве случаев придется ориентироваться «на глазок».
А мне бы надо и мармелада, и шоколада! И все — для маленьких детей.
5) Сервировка стола.
В большинстве случаев сценарий дня рождения для детей влияет и на оформление праздничного стола, и на ассортимент блюд, которые требуется приготовить. Например, если по сюжету дети садятся за стол на инопланетном корабле пришельцев, то будет странным, если в тарелках окажется банальная манная каша. А вот, допустим, фруктовое желе ярко-зеленого цвета уже будет гораздо больше вписываться по стилю в общий сюжет, и можно сказать детворе, что это якобы экзотическая инопланетная еда, приготовленная из каких-нибудь марсианских пупырчатых слизней.
Конечно, по большому счету все это мелочи, и при желании можно использовать любые блюда, но дело в том, что именно мелочи создают неповторимую и удивительную атмосферу праздника. Внимание к мелочам — вот показатель профессионализма в любом деле.
Поэтому стоит тщательно продумать праздничное меню и придать блюдам особый вид, подходящий по стилистике к теме сценария. Для этого может понадобиться необычная посуда (иногда даже изготовленная собственными руками), какие-то декоративные элементы, игрушки и т.п.
Оркестр гремит басами, трубач выдувает медь…
6) Музыкальное сопровождение.
Для поддержания выбранной стилистики определенного сценария обязательно нужно подготовить музыкальное сопровождение. Сюда относятся легко узнаваемые мелодии из мультфильмов и детских кинофильмов, песенки, а также набор специфических звуков, которые могут понадобиться в процессе отыгрыша сценария (голоса животных и птиц, звуки природных явлений и шум предметов, различные фразы и возгласы и т.д.)
Музыкальное оформление нужно приготовить заранее, а также устройство для его воспроизведения. Такая подготовка не составит большого труда — необходимые мелодии, песни и звуки легко найти в интернете, а что-то собственное при желании можно записать самостоятельно, используя для этой цели микрофон.
Если предполагается, что дети любят и умеют петь, нужно подыскать особую разновидность музыкальных аранжировок — так называемые «минусовки» (это исполнение песни без вокального сопровождения).
Также, с определенного возраста, очень удобным вариантом для пения является использование караоке — когда перед глазами у детей появляется текст, им гораздо легче научиться петь (конечно, для этого уже надо уметь бегло читать).
По возможности музыка должна органично вписываться в сценарий детского дня рождения.
Методика Станиславского, или «кто расскажет небылицу?»
7) Сюжетная составляющая.
В принципе, это самая важная и определяющая часть сценария — выбор темы, распределение ролей, придумывание конкурсов, игровых заданий, соревнований, подбор стихотворений, загадок, обеспечение необходимого антуража.
Сложность сюжета выбирается в зависимости от возраста детей. Чем он меньше, тем более простым и понятным все должно быть. Что касается суммарной длительности праздничных мероприятий, то рекомендуется не превышать 2-3 часов. Конечно, здесь нет строгих временных критериев — при желании празднование может длиться хоть целый день, но тогда между ключевыми этапами сценария придется делать паузы для отдыха. Главное правило тут — «все должно быть в меру» — иначе произойдет перенасыщение и гости утомятся, что может испортить впечатления от праздника.
Наиболее популярными сценариями для детских праздников обыкновенно являются те, которые базируются на сказочной основе. Сказка — прекрасный, зарекомендовавший себя вековыми традициями вид повествования, который любят и дети, и взрослые. Одно из главных достоинств сказки — она всем понятна и содержит в себе элементы морали, а также воплощает в себе извечное стремление человечества к торжеству добра и справедливости.
Сказка — ложь, да в ней намек…
Именно по этой причине сценарии на сказочной основе всегда будут оставаться актуальными и востребованными. В эту же категорию попадают широко известные детские мультфильмы и литературные произведения, в том числе современные.
Единственное, что стоит учитывать — герои современных мультфильмов или детских кинофильмов могут быть известны не всем, в то время как сказочные персонажи имеют более широкую репутацию и узнаваемость.
Касательно сказочных персонажей, то здесь необязательно строго придерживаться условий одного произведения, можно проявлять фантазию и импровизировать. Все зависит от доступности костюмов, грима, личных предпочтений и собственных задумок. Например, в собственном сценарии Карлсон вполне может соседствовать с Винни-Пухом, Дюймовочкой, Буратино, котом Матроскиным и с любыми другими — здесь допускаются любые вариации.
Для любого ребенка попасть в настоящую сказку и стать полноценным участником событий — заветная мечта. При выборе сценария желательно поинтересоваться у детей, с какими бы сказочными персонажами им больше всего хотелось повстречаться. Если провести опрос нет возможности, тогда можно ориентироваться на личные предпочтения именинника.
Другое очень интересное направление — приключенческая литература. Неугомонные пираты, королевские мушкетеры, благородные средневековые рыцари, отважные путешественники, мореплаватели и первооткрыватели земель, индейцы и ковбои, легендарные сыщики, космонавты и астронавты, охотники и следопыты, бойкие и любознательные археологи — это широчайшее поле для создания как собственного сценария для детского праздника, так и для выбора уже готового.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!
Как самостоятельно выстроить увлекательный сюжет? Здесь помогут основные принципы классической драматургии. Во-первых, режиссер должен поставить перед собой сверхзадачу: создать такое произведение искусства, которое было бы интересно самому, и при этом увлекло зрителей. Если даже планируется провести праздничное мероприятие для детишек 1-2 лет, это не значит, что можно подойти к вопросу пренебрежительно.
Запомните: дети — самый требовательный зритель! Они, как никто другой, прекрасно чувствуют фальшь, неискренность, чутко реагируют на яркие выразительные образы, подсознательно улавливают подтекст (даже если еще не умеют говорить).
Построение композиции базируется на том же подходе, который используется в литературе, киноискусстве и театральное деятельности.
Грамотно составленное произведение состоит из следующих этапов:
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который…
а) Экспозиция.
Это «подготовительный» этап перед началом действия, в котором зритель знакомится с обстановкой, в котором будут происходить события, персонажами, общей ситуацией и другими деталями, необходимыми для понимания происходящего.
Можно для ясности рассмотреть простой базовый сценарий — день рождения ребенка.
Например, стандартное сказочное начало «В тридесятом царстве, тоталитарном государстве, жили-были старик и старуха поблизости Черного моря, и был у них упитанный и в меру воспитанный Колобок».
Таким образом дети знакомятся с действующими лицами сценария, распределяются роли и происходит изучение обстановки. На роль Колобка в данном случае можно назначить именинника, на роль старика и старухи — кого-то из взрослых, или из детей, пришедших в гости. В роли рассказчика и ведущего выступает организатор сценария.
Узелок завяжется, узелок развяжется
б) Завязка.
О завязке можно сказать, что это стартовая точка, с которой начинается активное действие сюжета. То есть, можно сказать что сюжет «завязывается». Завязка должна привлечь интерес зрителей, заставить их переживать за персонажей и внимательно следить за происходящим.
Например: «И вот однажды решил Колобок сбежать из дому и отправиться искать приключений и всевозможных заморских развлечений в дальние страны. А когда он сбежал, то загоревали старик со старухой».
Здесь для лучшего знакомства с персонажем исполнитель роли Колобка может рассказать немного о себе, например, в стихотворной форме. Желательно чтобы старик и старуха продемонстрировали зрителю свою глубокую озабоченность проблемой бегства Колобка. Для этой цели они могут, к примеру, спеть песню.
Итак, зритель проникся событиями и его внимание теперь приковано к сюжету. Можно переходить к следующему этапу.
Действия-злодействия
в) Развитие действия.
Это основной этап, наиболее длительный по времени, на котором происходит цепь сюжетных ходов и поворотов.
Здесь нашему Колобку придется встретиться со множеством преград на своем пути и вступить во взаимодействие с другими персонажами. Например, первой ему попадется Лиса. Эту роль может исполнять кто-то из детей, но можно использовать и ведущего, либо куклу (как вариант — картинку). Лиса преграждает Колобку путь и ставит условия: нужно отгадать загадку, иначе она не пропустит его. Помогать отгадывать загадку в данном случае должны гости.
Затем Колобок сталкивается с очередным персонажем, который ставит свое условие. Это может быть не только загадка, но и просьба прочитать стихотворение, станцевать, спеть песенку или что-то иное.
Таким образом, главный герой (он же именинник) преодолевает череду препятствий, а гости ему помогают. За успешно выполненные задания ведущий может награждать детей какими-либо призами. Можно привнести сюда определенный элемент соревнования: кто быстрее всех отгадал загадку — тот и получил приз. Другой вариант — провести конкурс на лучший рисунок (кто лучше всех нарисует Лису) или кто быстрее всех решит математическую задачку — главное включить в действие как можно больше участников, чтобы никто не скучал.
Не только красота, но и супергерой способен спасти мир!
г) Кульминация.
Под кульминацией подразумевается момент максимального напряжения сюжета, когда герой попадает в чрезвычайно сложные условия, и от этих условий будет кардинально зависеть его дальнейшая судьба. Сильнейшая интрига заставляет зрителей переживать и волноваться, максимально концентрируя внимание.
Допустим, Колобку на пути встречается голодный Бегемот, который решительно настроен его съесть. «Что же делать?» — сокрушается ведущий. «Как помочь Колобку?» Конечно же, на выручку должны прийти его друзья. Гостям предлагается самый сложный или долгий конкурс — их активность на данном этапе должна быть максимальной. Противостояние с Бегемотом приобретает эпические масштабы, волнение зрителей и участников достигает своего апогея.
«Быть или не быть?» — вот в чем вопрос!
д) Развязка.
Развязка подразумевает разрешение главного конфликта, который назрел на этапе кульминации. Развязка может быть позитивной и негативной. При негативной с главными героями происходит что-то плохое, при позитивной — хорошее.
Разумеется, сценарий детского дня рождения должен заканчиваться позитивной развязкой. Мы же не «Гамлета» ставим, все-таки, а проводим праздничное мероприятие!
Поэтому группа поддержки Колобка успешно справляется со всеми преградами, трудностями и загвоздками: все загадки оказываются разгаданными, конкурсы пройденными, соревнования доведенными до финала.
В итоге Бегемот повержен, Колобок спасен и благополучно возвращен домой, где его ждут радостные старик со старухой. Гости ликуют и поздравляют друг друга с победой, звучит триумфальная музыка, все счастливы и довольны. Смех, песни и пляски — все как в финале индийских кинофильмов!
«И я там был, мед-пиво пил»
е) Финал.
В драматургии под финалом подразумеваются заключительные события, которые ставят точку в повествовании (это называется закрытый финал), либо оставляют несколько вариантов, которые должен додумывать уже сам зритель (в таком случае речь идет об открытом финале). Есть еще и промежуточный вариант между этими двумя, но в нашем случае финалом должно быть не что иное как угощение для гостей.
Праздничный стол — идеальный финал для сценария дня рождения. В случае сказки про Колобка можно подобрать блюда, соответствующие стилю: пирожные в виде шариков, блины, печенье в форме животных (которые встречались в постановке)
Останется лишь сделать фотографии на память, и праздник можно считать удавшимся.
Итак, все основные этапы подготовки и проведения дня рождения по сценарию подробно рассмотрены, а дальше — практика, практика и еще раз практика. Не исключено, что со временем проведение сценариев превратится в постоянное хобби, а может быть даже и в профессию!